скрипка
скрипка

Хорошая музыка

Хорошая музыка... Под этим понятием каждый понимает своё. Для кого-то хорошая музыка - это шансон, для кого-то - исключительно классика, другие - искренне верят в то, что если музыка звучит "в телевизоре" - то это обязательно круто, и им всё равно, какого она стиля - главное, что она звучит "в телевизоре", а значит - это и есть хорошая музыка. На форумах люди спорят до исступления - каждый защищая свои воззрения и искренне считая их единственно верными. Рокеры страстно воюют с попсовиками, не обращая ни малейшего внимания на то, что сам рок давно уже - попса... Классики считают недоумками тех, кто слушает шансон... Те, кто слушает шансон - считают сумасшедшими почитателей авангарда (и, в некоторых случаях, - небезосновательно)... Всю бы эту энергию - да на мирные цели!

А как круто некоторые особо продвинутые юзеры умеют блеснуть каким-нить замысловатым англоязычным названием некоего музыкального стиля-направления! Но сами музыканты - просто сочиняют и играют свою музыку, особенно не заморачиваясь насчёт стилей и направлений. Это всё потом придумывают музыкальные критики, околомузыкальные журналисты, продюсеры, исследователи-классификаторы и прочие граждане, которым зачем-то надо как-то всю эту лавину музыки дифференцировать-сортировать...

Несколько несложных соображений позволяют мне не потеряться во всех этих музыкальных дебрях и стилистических хитросплетениях.

Если некий индивидуй просто делится своим мнением, заявляет о своих любимых группах, говорит, что их музыка, по его мнению, - самая лучшая, - это нормально. Но как только он начинает пытаться поставить свою точку зрения выше других - он тут же выходит за рамки здравого смысла.

Да, музыкальные предпочтения многое говорят об образованности человека, о наличии у него развитого эстетического вкуса. Одни обладают тонким музыкальным вкусом, другие - лишены его напрочь. Одни могут назвать все композиции из конкретного альбома какого-нить реально серьёзного исполнителя, большинство же - никогда об этом исполнителе и не слышало... Но музыкальные пристрастия - ничего не говорят об уме. Образованность, наличие утончённого музыкального вкуса и ум - хоть и пересекающиеся иногда, но всё же - совсем разные понятия. И уж тем более, музыкальные пристрастия никак не характеризуют человека с точки зрения нравственности. Хороший он или плохой - никак не зависит от того, что он слушает.

Поэтому совершенно неправильно в спорах о музыке обвинять оппонента в умственной несостоятельности или нравственной нечистоплотности.

А между тем, - когда-то наш полудикий предок, завалив очередного мамонта, накормив жену и детей, а также сам плотно пообедав, - на короткое время переставал чувствовать голод, - и тут же тянулся к прекрасному. Он вдохновенно рисовал картины, изображая на стенах своей пещеры только что пережитую схватку с огромным и сильным животным... Теперь эти шедевры его потомки свысока называют наскальной живописью, не в состоянии оценить их по достоинству, так как на мамонтов охотиться им уже не приходится... Потом наш герой пел своей возлюбленной самую настоящую песню. Наверное, эта песня была совсем примитивной - возможно, даже примитивнее теперешних песен Михайлова, Ваенги и прочих ласковых маев массовой культуры. Но для девушки, которой эта незамысловатая песня предназначалась - она была самой лучшей музыкой. А другой современник нашего полудикого предка, натянув пару жил на попавшуюся под руку палку или сделав из рядом произрастающей флоры дудочку-свирель-жалейку, - посвящал своей подруге не вокальную, а инструментальную композицию, Особо изобретательные тогдашние мужики - пели песню, аккомпанируя себе на палке с двумя жильными струнами, - и это уже была композиция вокально-инструментальная... Это и была хорошая музыка. И она была на самом деле хорошей - абсолютно искренней, импровизационной, наполненной чувствами и мыслями по самое не хочу...

И, обратите внимание, - ведь наш дикий мужик-предок был и автором, и исполнителем своих произведений! Теперь этим могут похвастаться очень немногие. Большинство - исполняют (воспроизводят) чужие произведения, тупо проговаривая (или проигрывая) мысли, которые им не принадлежат, при этом картинно разводя руками, выпучивая глаза, придурковато улыбаясь и производя разнообразные прочие действа, призванные якобы добавить в исполнение хоть какую-нить "индивидуальность" (типа "харизму", "энергетику"). Но слушательницы этих опусов нынче обмельчали, - и давно уже не требуют ни уникальности, ни искренности, ни импровизационности. Более того - они легковерно влюбляются в этих ретрансляторов чужих мыслей, не задумываясь о том, что их любви в действительности достоин именно автор, - тот, кто всё это придумал. Но они почему-то верят, что исполнитель не просто говорит чужие мысли, а и сам способен мыслить... С одной стороны - их вполне можно понять, им так проще и быстрее поймать "романтику". С другой - когда-нибудь неизбежно приходит разочарование... Да и где ж теперь на всех напасёшься авторов-исполнителей? Мужик ведь тоже нынче не тот... А вот у каждой пещерной женщины автор-исполнитель был свой собственный... Так что большой вопрос - делает ли прогресс нашу жизнь лучше...
;-)

     Ваш, -

Георгий Баранов