скрипка
скрипка

Ребёнок идёт в музыкальную школу.
Какой инструмент выбрать?

Статья предназначена не только для музыкантов, но и, главным образом, для тех, кто собирается отдать ребёнка на обучение в музыкальную школу. Не повредит она и тем, кто решил начать освоить какой-либо музыкальный инструмент в зрелом возрасте. Предлагаю в решении вопроса о выборе инструмента, на котором обучающийся будет играть, руководствоваться логикой и здравым смыслом. К сожалению, чаще происходит по-другому...

Итак, что необходимо знать родителю при определении своего чада в музшколу, а взрослому - перед тем, как обратиться к педагогам? Одна из главных задач - развить у обучающегося музыкальный слух, чтобы он мог научиться понимать язык музыки в самых тонких его нюансах. Как эта задача реализуется при занятиях на различных музыкальных инструментах?

Почему-то всегда самым модным считалось фортепиано. В музыкальных училищах на 20 пианисток выпускался 1 скрипач, и этим пианисткам тоже надо было кого-то учить... Что же даёт этот прекрасный инструмент тому, кто начинает с него свой путь в музыке? Какие органы чувств развиваются? А вот какие - зрение и осязание! Что нужно, чтобы из рояля возник звук? Посмотреть в нотный текст, понять, какую надо взять ноту, посмотреть на клавиатуру, найти эту ноту, и, наконец, нажать пальцем на соответствующую ноте клавишу. Вот и всё! А слух при этом если и работает, то пассивно. Активно слух работал у того настройщика, который это пианино недавно настраивал. Хорошо, если недавно. Но далеко не во всех школах инструменты идеально настроены, да и домой настройщика приглашают не так часто, как необходимо. Мало того, что слух не развивается, при игре на расстроенном инструменте он ещё и портится!


А при игре на скрипке к работе зрения и осязания добавляется и работа слуха. Если палец левой руки скрипача перемещается хотя бы на долю миллиметра, высота звука меняется. Ухо постоянно должно работать, осуществляя контроль, в противном случае нота будет фальшивой. (Меня очень забавляет, когда педагог-пианист делает ученику замечание - "Ты сыграл фальшиво." На фортепиано сыграть фальшиво невозможно! Можно только промахнуться мимо клавиши...)

Скрипачу доступны более тонкие звуко-высотные градации: на фортепиано, например, ре-диез и ми-бемоль - одна и та же клавиша, а у скрипача - это две разные ноты! Не удивительно, что любой скрипач может играть на фортепиано. А пианист сыграет на скрипке?

Не хочу обидеть пианистов. У некоторых из них слух очень развит. Но развился он у них не посредством упражнений на фортепиано. И скрипка - хороший, но не единственный вариант. Человеческий голос (вокал, пение) - тоже инструмент, активно развивающий слух. Надо отметить, что в системе музыкального обучения предусмотрена специальная дисциплина для развития слуха - сольфеджио, но что такое 1-2 часа в неделю? И занятия по сольфеджио, к сожалению, групповые, а не индивидуальные. А основную часть времени, затрачиваемого на обучение, учащийся занимается на инструменте...

Вот, вкратце, самая общая информация о выборе инструмента для занятий музыкой. Думаю, вышеизложенного достаточно, чтобы даже далёкий от музыки человек смог самостоятельно принимать решения. Надеюсь, те, кто прочитает эту статью, сделают правильный выбор...

Георгий Баранов